Главная Новости «Писатели России 1910-х»
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать образовательное учреждение лучше? Напишите нам

Ads on: Special HTML
«Писатели России 1910-х»

К 100-летию Февральской революции в библиотеке КАТК проводится книжная выставка «Писатели России 1910-х»

К решающему историческому порогу – революции 1917 г. – русская литература подошла с богатейшим творческим опытом. На начало XX века пришелся Серебряный век русской культуры. 1910-е продемонстрировали цветущее разнообразие стилей, жанров и направлений в литературе.

 

Ведущим направлением в искусстве становится символизм (В. Брюсов, А. Блок, Андрей Белый). Творения символистов полны иносказаний и намеков, их образы – не столько реальные вещи, сколько символы вечных идей. Однако в произведениях символистов заметен декаданс – настроения упадка и разложения.

 

В противовес символистам, акмеист Н. Гумилев возвращается «назад к вещам», к точным образам. Провозглашается «акме» (греч.) – высшая точка, зрелость искусства.

Продолжая традиции классической русской литературы, в русле реализма творят А. Куприн, И. Бунин, Максим Горький.

Футуристы нацелены в будущее (лат. future), восхищаются техникой, скоростью, войной, и призывают «сбросить с парохода современности» всех классиков. В. Маяковский эпатирует публику новыми рублеными формами стиха.

«Новая крестьянская поэзия» (С. Есенин, Н. Клюев) обращается к теме деревенской Руси – вопреки России промышленной, «железной».

Уникальное явление – фантастический романтизм А. Грина. Не находя себе места в жизни ни при царе, ни при большевиках, он творит свой фантастический мир. В годы войн и революций он пишет чудесную повесть «Алые паруса».

 

 

 

Александр Блок (1880—1921)

 

АЛЕКСАНДР БЛОК

*   *   *

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

 

Умрёшь — начнёшь опять сначала

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

 

 

Андрей Белый (1880—1934)

 

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ. «НАЧАЛО ВЕКА» (фрагмент):

Воспитанные в традициях жизни, которые претят, в условиях антигигиеничных, без физкультуры, нормального отдыха, веселых песен, товарищеской солидарности, не имея возможности отдаться тому, к чему тебя влечет инстинкт здоровой природы, — мы начинали полукалеками жизнь; юноша в двадцать лет был уже неврастеником, самопротиворечивым истериком или безвольным ироником с разорванной душой; все не колеблющееся, не имеющее противоречий, четко сформулированное, сильное не внутренней убежденностью, а механическим давлением огромного коллективного пресса, — все это составляло рутину, которую надо было взрывать скудными средствами субъективного негодования и независимости…

 

 

Николай Гумилев (1886—1921)

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ

КАПИТАНЫ

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

 

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто отведал мальстремы и мель,

 

Чья не пылью затерянных хартий, —

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

<…>

 

 

Александр Куприн (1870—1938)

В лице Куприна река повседневной, реальной, «земной» жизни нашла одного из самых пылких своих поклонников, одного из самых страстных своих «репортеров» и поэтов.

АЛЕКСАНДР КУПРИН. «ЛИСТРИГОНЫ» (о произведении):

Поэзией труда и ароматом моря овеяны «Листригоны» — рассказы о балаклавских рыбаках-греках, с которыми дружил Куприн. В этом цикле художник стремился запечатлеть во всей красочности «оригинальнейший уголок пестрой русской империи».

 

Любуясь мужественными и сильными рыбаками, морем и звездами, Куприн от повседневного опыта незаметно поднимается к поэтическим обобщениям. Текущий миг соединяется в его воображении с седой древностью; в памяти оживают страницы «Одиссеи», повествующие о легендарных великанах-листригонах.

 

Иван Бунин (1870—1953)

 

Бесспорная заслуга Бунина как художника – прежде всего в доведении до высокой степени совершенства жанра рассказа.

 

ИВАН БУНИН. «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ» (фрагмент):

— Я в одной папиной книге… прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, — ей-богу, так и написано: кипящие смолой! — черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, — понимаешь, длиннее обыкновенного! — маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи, — я многое почти наизусть выучила, так все это верно! — но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть?

 

 

Владимир Маяковский (1893—1930)

 

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ

А ВЫ МОГЛИ БЫ?

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочёл я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

 

 

Александр Грин (1880—1932)

Жизнь была ограничена для него обывательской Вяткой, грязной школой, ночлежками, непосильным трудом, тюрьмой и хроническим голодом. Но где-то за чертой горизонта сверкали страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там жили люди, коричневые от солнца, — охотники, художники, неунывающие бродяги, самоотверженные женщины, веселые и нежные, но прежде всего — моряки.

 

Грин начал писать и создал мир веселых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, землю, не нанесенную на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина.

 

(К. Паустовский. «Александр Грин»)

 


Все права защищены @ 2010 год .