Сведения об ОО
«Река жизни» |
В библиотеке КАТК проводится выставка «Река жизни»: о творчестве талантливого писателя-реалиста Александра Куприна (1870—1938). Александр Куприн (1870—1938)
Страстная любовь к жизни, упоение ее красотой, ее здоровыми и светлыми сторонами, и острый критицизм по отношению к социальному злу — вот что можно назвать пафосом, общим настроением творчества Куприна.
В лице Куприна Река повседневной, реальной, «земной» жизни нашла одного из самых пылких своих поклонников, одного из самых страстных своих «репортеров» и поэтов.
Представлены произведения писателя:
«ЛИСТРИГОНЫ» Поэзией труда и ароматом моря овеяны «Листригоны» — рассказы о балаклавских рыбаках-греках, с которыми дружил Куприн. В этом цикле художник стремился запечатлеть во всей красочности «оригинальнейший уголок пестрой русской империи».
Любуясь мужественными и сильными рыбаками, морем и звездами, Куприн от повседневного опыта незаметно поднимается к поэтическим обобщениям. Текущий миг соединяется в его воображении с седой древностью; в памяти его оживают страницы «Одиссеи», повествующие о легендарных великанах-листригонах.
«ПОЕДИНОК» В начале повести подпоручик Ромашов в мечтаниях своих еще может представить себя во главе роты солдат, вызванных для подавления рабочих большого завода. Воображение его разыгралось: «Сто выстрелов сливаются в один… Рев ужаса. Десятки мертвых и раненых валятся в кучу… Остальные бегут в беспорядке. Бунт усмирен. Ромашова ждет впереди благодарность начальства и награда за примерное мужество».
Но такие мечты вскоре оставляют Ромашова. Его природная совестливость оказалась сильнее. Герой повести все решительней противопоставляет себя высокомерному и грубому офицерству. Подпоручик Ромашов гибнет. Но он гибнет, не сломленный духовно.
«ИЗУМРУД» Основой рассказа послужил действительный случай, происшедший в Москве с беговым жеребцом Рассветом. Скандальная история с лошадью и бегами приобрела под пером художника подлинный драматизм и живые краски. Она передана как бы через восприятие самой лошади — молодого жеребца, красавца Изумруда. В рассказе воссоздаются все его переживания — от раннего утра до блистательной победы на ипподроме и последующей трагической гибели. Конюшня, конюхи, другие лошади-соседи, наездники — все не только изображено во всей зримой конкретности, но так, словно все это видит и воспринимает сама лошадь.
Мы не знаем, так ли видит лошадь окружающий мир, но мы верим рассказу об Изумруде. Произошло художническое чудо: писателю «хотелось на несколько дней сделаться лошадью», он сумел это сделать.
«ОЛЕСЯ» Среди произведений раннего Куприна, посвященных любви, самым значительным является повесть «Олеся».
Образ лесной девушки Олеси — воплощение большого, чистого и благородного чувства. Олеся – натура цельная, серьезная, глубокая. В Олесе так много искренности, что даже герой повести под влиянием этой загадочной лесной девушки поднимается, пусть на время, до просветленного душевного состояния и, кажется, готов переродиться.
«КАК Я БЫЛ АКТЕРОМ» Жизнь Куприна во второй половине 1890-х годов приобретает калейдоскопический характер. В 1896 г. он организует в Киеве атлетическое общество и с увлечением занимается спортом. В 1897 г. он служит управляющим имением в Ровенском уезде. Затем его потянуло к зубопротезному делу, он прилежно изучает его и работает некоторое время зубным врачом. В 1899 г. он вступает в бродячую театральную труппу, в которой прослужил несколько месяцев…
|