Сведения об ОО
«Лейтенантская проза» |
Ко Дню Победы в библиотеке КАТК проводится книжная выставка «Лейтенантская проза». Представлены книги восьми авторов: Константин Воробьев (1919—1975) Вячеслав Кондратьев (1920—1993) Виктор Курочкин (1923—1976) Григорий Бакланов (1923—2009) Виктор Астафьев (1924—2001) Василь Быков (1924—2003) Борис Васильев (1924—2013) Юрий Бондарев (род. 1924) Книги о Великой Отечественной после ее окончания вначале писали невоевавшие писатели, или те, кто были на фронте в качестве корреспондентов. При этом был некий уклон в эпический охват, когда описывались великие сражения, победы, работа Ставки Верховного Главнокомандующего и т. д. Вскоре начали выходить и мемуары генералов и маршалов, тоже мысливших операциями в масштабах фронтов, или, на худой конец, дивизий. Эту прозу прозвали генеральской, и была она в сильной мере лакированная. Потом, в хрущевскую оттепель, стали издавать книги писателей, прошедших войну в качестве младших офицеров, которые видели ее совсем с другой стороны. В. Некрасов, В. Богомолов, Г. Бакланов, К. Воробьев, Ю. Бондарев, В. Быков и др. в своих произведениях показывали войну, как ее видели те, кто воевал в окопах. Произведения этой генерации писателей и назвали лейтенантской прозой. Фронтовая проза предстала в значительной части «лейтенантской» прозой, ибо ее создавали вчерашние лейтенанты, и одновременно прозой о лейтенантах, хотя, конечно, не только о них. Своеобразие и притягательность «лейтенантской» прозы для нас состоит в том, что она строится вокруг «маленького человека» на войне, который в экстремальных условиях испытывается на прочность, — и тогда с наибольшей рельефностью выясняется, что это за человек и как много зависит от его личного, всегда трагичного по сути, выбора. Этот человек — в центре, в фокусе сюжета, мы сопереживаем его дилеммам, даже и не задаваясь мыслью о том, что от выбора таких людей в их массе зависит исход всей войны. Дилеммы возникали разные: от бесхитростно-фатального «грудь в крестах или голова в кустах» («Горячий снег») до отношения к пленному солдату или мирному населению на вражеской территории («Берег»). «Лейтенантская» проза более лирична, менее опосредованна и вызывает живой отклик. Как правило, в ней отражены личные переживания автора, лейтенанта Великой Отечественной. |