Год памяти и славы

Баннер
Баннер
Главная НОВОСТИ 26 сентября - День машиностроителя

26 сентября - День машиностроителя

 

В 1872 г. кунгурский купец первой гильдии А.С. Губкин изъявил желание устроить на свои собственные средства в Кунгуре первое на Урале Техническое училище. Торжественное открытие училища состоялось 17 июля 1877 г. Мастерские училища, оснащенные по последнему слову техники, были гордостью училища. Из-под мастеровых рук учащихся выходила разнообразная продукция: ручные молотилки, приводные самоточки, станки (токарные, сверлильные, винторезные, долбежные), ручные и столовые тиски и др. Губкинцы неоднократно отмечались наградами на выставках.
В 1921 г. Техническое училище преобразуется в Кунгурский механический техникум. Постепенно производство ожило. Росли объемы ремонтных работ: чинили механическое оборудование для заводов и др.; наладили изготовление токарных и строгальных станков для обработки металла, оборудования для мельниц, маслобоен, лесопильных и кожевенных заведений.
16 октября 1931 г. учебно-производственные мастерские были переданы в ведение Уральского завода тяжелого машиностроения и реорганизованы в Кунгурскую механическую школу-завод. Основной задачей предприятия стала подготовка квалифицированных кадров для Уралмашзавода.
В январе 1933 г. школа-завод реорганизуется в Кунгурский экскаваторный завод. Вначале 1934 г. на заводе были проведены первые работы по освоению выпуска экскаваторов марки М-1ДВ. Первый кунгурский экскаватор был собран в сентябре 1934 г.
В 1929 г. в Прикамье, в районе Верхнечусовских городков, была найдена первая на Урале нефть. Несколько заводов, в том числе, Кунгурский экскаваторный, было намечено перепрофилировать на выпуск нефтепромыслового оборудования. 20 мая 1939 г. завод был передан в подчинение Главнефтемаша Народного комиссариата
топливной промышленности и реорганизован в машиностроительный завод. К концу 1939 г. были выпущены два первых буровых агрегата РА-400 с насосными блоками. В первые месяцы войны сотни рабочих ушли на фронт, на их место в цеха пришли, в основном, женщины и подростки.
11 октября 1941 г. машиностроительный завод был переведен в подчинение Народного комиссариата тяжелого машиностроения и стал называться Государственным союзным заводом № 426.
По решению Государственного комитета обороны 22 сентября 1942 г.
Кунгурский машиностроительный завод был передан в Наркомат нефтяной промышленности. Но, предприятие продолжало выпускать и военную продукцию. Уже в 1943 г. было освоено производство 11 видов нефтяного оборудования. Завод выпускал паровые насосы для перекачки горячих нефтепродуктов, заливочные головки для цементации нефтяных скважин, станки-качалки, тракторные подъемники, приводы, лебедки, запчасти. Три вида продукции – турбобур Е14-7, редукторный привод к лебедке ЛТ-8 и передвижная мачта ПЭА-20 на 20 тонн – не имели аналогов в стране. Первый кунгурский турбобур был испытан 10 сентября 1943 г. на буровой скважине № 195 треста «Краснокамскнефть».
После победы над фашистской Германией перед машиностроительным заводом была поставлена задача: организовать в Кунгуре производство более сложного в техническом отношении оборудования для нефтяной промышленности. В короткие сроки заводчане провели коренную перестройку производства: разработали и освоили новые промышленные технологии, модернизировали оборудование. Кунгурские машиностроители неоднократно добивались успехов во Всесоюзном социалистическом соревновании.
В 1950-е гг. на предприятии был претворен в жизнь комплекс мер по дальнейшему расширению производства и его техническому усовершенствованию.
В 1960-е гг. нефтяная промышленность страны развивается стремительными темпами. Основным направлением деятельности завода в этот период стало обеспечение отрасли новой, современной техникой. В 1968-1970-х гг. заводскими конструкторами был разработан унифицированный комплекс турбобуров, что позволило снять с производства устаревшие модели. Буровые агрегаты и турбобуры пользовались устойчивым спросом не только в нашей стране, но и за рубежом: в Болгарии, Польше, Румынии, Монголии, Афганистане, Индии, Пакистане, Японии, Бразилии, Аргентине, Мексике, Эфиопии, Египте, Марокко, Сомали, Ливии, Мали и в других странах.
В 1970-е гг. проведено техническое переоснащение производства, коренным образом обновлен станочный парк. 31 октября 1975 г. приказом министра химического и нефтяного машиностроения СССР на базе Кунгурского и Павловского машиностроительных заводов создается производственное объединение «Турбобур».
В 1980-е гг. на предприятии воплощен в жизнь целый ряд проектов по реконструкции производства и его техническому переоснащению.
В 1992 г. началась подготовка к приватизации предприятия, а в 1993 г.
Кунгурский машиностроительный завод преобразовали в акционерное общество открытого типа. 18 июля 1997 г. завод отметил свое 120-летие.
Рубеж нового тысячелетия для Кунгурского машиностроительного завода был достаточно сложным. В феврале 2004 г. государственный пакет акций (38 процентов) ОАО «Кунгурский машиностроительный завод» был продан на аукционе. Новым собственником стало Акционерное общество «Ридженси Групп Ай Эм» (г. Москва), скупившее ранее пакеты акций у других держателей.
В первой половине 2006 г. ОАО «Ридженси Групп Ай Эм» продало пакет акций ОАО «Кунгурский машиностроительный завод» (84, 6 процентов)
ОАО «Мобильные буровые системы», которое стало основным акционером завода. Активно шла работа по созданию новой конкурентоспособной техники.
28 декабря 2007 г. на внеочередном собрании акционеров было принято решение о прекращении полномочий управляющей компании ОАО «Мобильные буровые системы». Единоличным исполнительным органом Кунгурского машзавода стала вновь созданная управляющая организация - ОАО «Кунгурский менеджмент». Собственник предприятия продолжил работу по техническому перевооружению производства. Со 2 ноября 2009 г. в группе компаний «Кунгур» появилось новое дочернее предприятие – ООО «Кунгур-Буровой Инструмент», образованное на базе турбобурного цеха Кунгурского машзавода.
14 марта 2011 г. был дан старт началу работ по проектированию и изготовлению принципиально новой для завода продукции – современных буровых комплексов.

Из книги С.М. Мушкалова «Друзья, товарищи, завод родной! Кунгурскому машиностроительному заводу – 135 лет», Пермь, 2012 г.
Выражаем благодарность МБУК "Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник" за фотографии и текстовый материал.


 


Все права защищены @ 2010 год .